2020-05-06

Авангард необходим!

Кто не хочет оставаться «попутчиком» цивилизации ..., тот должен внимательнее присмотреться к этому феномену, в чем-то увидеть себя в нем и его в себе. Авангард претендовал всегда на «универсальную переделку сознания людей»; будучи парадоксальным, он не производит готовых формул и не дает определенных знаний, его задача в ином: спровоцировать поиск, создать новый опыт, подготовить их к самым невероятным стрессовым ситуациям и мировым катаклизмам. И то и другое легко ожидаемо в наше тревожное время. Так что авангард — некая «школа духа». И в определенной мере можно сказать: «Авангард необходим!» Поэтому и интересно знать, как он делался и делается, какова его история, да и, собственно, как он выглядит.
http://fege.narod.ru/librarium/turchin/turchin.htm
https://royallib.com/read/turchin_v/po_labirintam_avangarda.html
http://indbooks.in/mirror1.ru/?page_id=470149

2020-05-05

Академия смысла

2020-05-04

От теории к проектированию обучения

Если мы принимаем тот факт, что познание может происходить и вне образовательных учреждений, возникает другой вопрос: знаем ли мы точно, что происходит в процессе обучения? ... концепции в истории образования были разработаны около 150 лет назад. Основу концепции образовательного прагматизма заложил Чарльз Сандерс Пирс; затем эту идею развил ... Джон Дьюи, и в истории педагогической науки этот подход часто называют конструктивизмом. Такой подход к обучению ставит во главу угла приобретаемый опыт. Таким образом, обучением считается то, что учащиеся слышат и понимают, а не то, что говорит учитель.
От образования XX века к самообразованию XXI века

https://www.reddit.com/r/NOBOCTb/comments/gd2bvk/создание_системы_обретения_знанийобучения_для

2020-05-03

Юмор: на пути к общей теории

Метауровень нарратива на один уровень выше уровня нарратива. С метауровня мы видим не только персонажей и сюжет, но и автора с его приемами
Презентация

2020-04-29

Может ли знание быть не пространством интерпретаций


Структурализм стал направлением, которое пообещало работать со смыслами, как ученые работают с явлениями и законами. Структурная лингвистика Соссюра указала на несколько ключевых стратегий, которые затем были экстраполированы.
  • Первая стратегия — смена представления о классической теории знака. Согласно Соссюру, знак не соотносится с реальной вещью, он состоит из двух частей: означаемого и означающего. 
  • Вторая ключевая стратегия — произвольность знака. 
  • Третья стратегия: внутри системы языка мы понимаем только то, что уже вытекает из системы. Система предшествует своим элементам, а не наоборот.
У нас нет дознакового опыта. Смыслы объектов, с которыми мы встречаемся в мире, всегда уже спродуцированы с помощью системы языка.

Структура не должна быть еще одним рассказом. С точки зрения структурализма все интерпретации любого произведения не годятся, потому как указывают на какую-то авторскую интерпретацию, которая тоже требует понимания. Структура — формальная конструкция, лишенная содержания, которая лежит в основании и сама по себе не предполагает объяснения.

2020-04-27

Знание как «вредная привычка»

Пристрастие можно испытывать не только к материальным благам и власти — оно распространяется и на знания ... «Грамматика слова „знать" (wissen) явно тесно связана с грамматикой слов „мочь" (konnen) и „быть в состоянии" {imstande sein), а также с грамматикой слова „понимать" (verstehen)». («Овладеть» (beherrschen) каким-либо навыком.) ... С точки зрения теории общественных систем можно сказать, что по большому счету производством знаний занимаются лишь две общественные системы: наука и средства массовой информации (далее — СМИ). В отличие от науки СМИ не производят специализированные знания, которые были бы достоянием узкого круга экспертов. СМИ создают знания, которые становятся всеобщим достоянием, тогда как научные знания для всеобщего распространения необходимо преобразовать в «популярные» (т.е. такие, какими занимаются СМИ) ... «Социальная динамика», подпитываемая СМИ, — это динамика/ знания, так сказать «виртуальная динамика». Если наука предлагает нам относительно неизменные «парадигмы», освоением которых можно ограничиться, то СМИ превращают нас в участников бесконечной истории, которая непрерывно нуждается в продолжении, и продолжаем ее именно мы. Поскольку рассказывают нашу историю и СМИ тоже мы, мы — не просто пассивные наблюдатели истории, мы одновременно внутри ее и снаружи ... Наша жажда знаний неутолима в принципе ... Посредством СМИ — в особенности новых СМИ, таких, как интернет, — общество делает нас участниками производства знаний. Мы больше, чем пассивные наблюдатели ... Чем больше информации мы получаем, тем больше нам надо; чем большими знаниями мы владеем, тем острее ощущаем их недостачу.
Ганс-Георг Мёллер